Ценности личности в общении


Ценности личности в общении
Все проявления жизнедеятельности человека, в частности О. с собой, окружающими и миром в целом, так или иначе определяются системой его ценностных предпочтений. В этом плане выделяются ценности (Ц.) индивидуальные, общественные и социокультурные. Ц. индивидуальные - это переживаемые отношения личности с миром, отражающие инвариантные аспекты общечеловеческого опыта (Д. А. Леонтьев). Именно система Ц. регулирует прежде всего жизнедеятельность человека и его отношения с другими. Здесь выделяются 2 традиции рассмотрения Ц.: с позиций полезности или нужности и с т. зр. представлений о хорошем и плохом, с позиций должного. Т. к. Ц. индивидуальные имеют культурные основания, они не существуют сами по себе, а приобретаются в процессе жизни и подвержены влиянию культурных факторов, в т. ч. СМИ. Ц. общественные приобретают особую значимость в связи с тем, что отношения между людьми во многом являются проекцией обществ. отношений. Общество, выступая в роли активного субъекта по отношению к конкретному человеку, стремится формировать у него ценностные установки, необходимые для успешной адаптации в данной социоэконом. системе. По словам Э. Фромма, в невротическом, постоянно угрожающем человеку обществе в борьбе за выживание удобнее быть манипулятором. Ц. общественные «накладываются» на социокультурные традиции, к-рые могут способствовать их процветанию или препятствовать, т. к. менталитет народа формируется веками и претерпевает изменения медленно. Обществ. отношения более динамичны, они могут соответствовать или не соответствовать Ц. и социокультурным традициям. От степени их соответствия во многом зависит и формирование Ц. индивидуальных. Ц. социокультурные формируются по мере развития человечества и разл. культур. Из общего смыслового поля, накопленного человечеством, каждая культура усваивает ценности, делая их своими, - это Ц. социальные, характерные для данного этноса, и человеческие отношения регулируются под их влиянием. Т. е. Ц. индивидуальные формируются под влиянием Ц. социальных, представляющих глубинный уровень регуляции жизнедеятельности человека, конкретного обществ. устройства, социальных отношений. В процессе воспитания личность впитывает также Ц. и смыслы общественные, поэтому в целом «вплетение» индивидуального в социальную реальность содержит в себе и социокультурный контекст, и общественный, зависящий от реальной системы индивидуальных и социальных связей человека. Ведущими выступают Ц. социальные, т. к. они являются основой жизнедеятельности народа, нации, складываются веками и отражаются в архетипах, ментальности, традициях. Эти Ц. достаточно устойчивы и медленно изменяются под воздействием внеш. условий, в т. ч. и обществ. устройства. Преемственность и распространение Ц. социальных и общественных все в большей мере осуществляется СМИ. Для того чтобы человек жил в гармонии с собой и окружающим социумом, его ценностно-смысловые структуры должны быть согласованы со всеми видами Ц. Но психологи отмечают, что на совр. этапе развития культуры и общества главная проблема в области информационного пространства связана с глубоким кризисом самой категории Ц. и ролью СМИ в этом процессе. Влияние массовой коммуникации. на формирование индивидуальных и обществ. Ц. возрастает. Демонстрируя разл. модели повседневных реальностей, СМИ формируют к ним ценностное отношение. Исследование воздействия массовой коммуникации может раскрыть механизмы усвоения и присвоения индивидуальных Ц. В настоящее время есть опасение, что стихийное вхождение в мировое информационное пространство приведет к разрушению культуры России, к навязыванию чуждого ей образа жизни, представляющего угрозу ее национ. суверенитету. При этом можно говорить о взаимном влиянии нравственных устоев общества и продуктов СМИ, поскольку они апеллируют к обществ. сознанию и идеалам. Жизнь общества отражается в СМИ, с др. стор., и СМИ влияют на Ц. общества, являясь важным фактором развития общества и культуры в целом, что обязательно проявляется во всех видах и формах личностного, межличностного и межгруппового О. Лит.: Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.; Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т. 1.; Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000; Рюмшина Л. И. Ценностно-смысловой подход к общению. Ростов-н/Д, 2004. Л. И. Рюмшина

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "Ценности личности в общении" в других словарях:

  • Толерантность в общении — (лат. tolerantia терпение). Термин «толерантность» (Т.) в настоящее время употребляется в разных значениях и наполняется разл. психол. и социальным содержанием. В значениях слова Т. люди выразили свое отношение к действиям, к рые благоприятствуют …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ — предметная область социологии, занимающаяся: 1) исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности, 2) механизмов, способов и институционализируемых стратегий индивидуально надындивидуальных взаимоотношений и взаимодействий в… …   Социология: Энциклопедия

  • Компетентность руководителя в общении — Термин «компетентность» некоторые юристы считают чисто юридическим, однако, в психологических и социальных науках за последние 10 лет он получил специфическое содержание как психологическая, социальная, социально психологическая, коммуникативная …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Обратная связь в межличностном общении — (англ. interpersonal feedback). Понятие «обратная связь» (Обр. св.), предложенное основоположником кибернетики Н. Винером для технических систем и определяемое как воздействие «выхода» системы на ее «вход», как «цепочка передачи и возврата… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Культурные нормы в общении — Культура О. представляет собой систему норм и правил О., выработанных человечеством с целью предупреждения межличностных и межгрупповых конфликтов, оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура О. предполагает знание,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Личностный рост в общении — (англ. personality growth into the communication) процесс и результат самоизменения человека в ситуации О. с др. людьми и достижения им зрелых полноценных отношений в форме диалога. Позитивное саморазвитие в пространстве межличностных отношений… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — (от лат. activus деятельный), деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения обществ. ист. опыта человечества; проявляется в творч.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. социально психологическая компетентность). Базовыми методами Т.с. п. являются… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • Темперамент — (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность), характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента Т. активность и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги